Фото
Главная » Соборы и церкви » Собор Сан-Марко — наследие дожей



Собор Сан-Марко — наследие дожей

Сан-Марко — это не просто главный храм Венеции, это ее ярчайшая жемчужина и самое драгоценное украшение одноименной площади. И если вы, оказавшись в центральной части города, обратите внимание на длинную очередь перед входом в собор, будьте уверены — туристы, потратившие время (которое в Венеции, безусловно, на вес золота) на то, чтобы увидеть внутреннее убранство храма, получат впечатление на всю оставшуюся жизнь.

Собор Сан-Марко в Венеции

Кстати, и золота там также с избытком — дожи в свое время не жалели ни времени, ни средств, ни человеческих ресурсов на то, чтобы Сан-Марко стал одним из богатейших соборов мира.

Страницы истории

В 832 году была освящена первая церковь, посвященная св. Марку Евангелисту, останки которого, по преданию, были похищены двумя венецианскими мореплавателями из монастыря в Александрии Египетской и перевезены в Венецию. Символ евангелиста, крылатый лев, становится символом города, а сам св. Марк — его небесным покровителем.

Этот храм был назван церковью Партечипацио, так как он был построен по воле дожа Анджело Партечипацио, из рода которого только в период с 811 по 939 год происходили семь венецианских дожей. Здание это погибло в пламени пожара 976 года, когда народ, восставший против власти Пьетро IV Кандиано, поджог крепость дожей. Его преемник Пьетро Орсеоло начал восстановление и реконструкцию дворца и расположенных поблизости зданий.

Работы по восстановлению собора Сан-Марко были начаты в 1063 году при доже Пьетро Контарини. В 1071 году, после его смерти, закончилась реконструкция основной части здания, и в 1094 году собор был освящен.

Роскошь фасада собора Сан-Марко

Эта церковь, к счастью, сохранилась до наших дней, разумеется, в несколько измененном виде, так как работы по ее украшению, облицовке драгоценными сортами мрамора, созданию мозаичного декора непрерывно проводились в течение столетий. Окончательный облик собора сформировался в XV веке, когда его фасад был украшен пышным увенчанием в виде растительного орнамента.

Мозаика над порталом Сант Алипио представляет особенный интерес как своим религиозным содержанием, так и изображением собора в то время (XIII в.). Фасад, увенчанный тремя куполами, разделен на две части — нижняя часть состоит из пяти порталов, верхняя часть заканчивается большими арками.

Между ними — лоджия, в центре которой красуются позолоченные кони. Они производят впечатление легкости и неудержимого движения вперед, как будто действительно скачут. Квадрига Сан-Марко является гениальным выражением безграничной свободы.

В центре фасада находится большое мозаичное изображение Христа с Книгой заветов, олицетворяющее, кроме того, правительство, которому должны подчиняться граждане. Содержание мозаики состоит в Книге заветов.

Фигуры людей, переносящих в собор останки евангелиста Марка, разделены на семь групп: два прелата с епископским посохом перед главным порталом несут на плечах гроб, а дож и правительственные сановники расположились вблизи правых порталов. Другие сановники выходят из левых порталов навстречу св. марку. Золотой фон, на котором представлен собор и вся процессия, как бы выносит изображение за пределы реальности.

Собор Сан-Марко в Венеции

Пятьдесят лет прошло с момента завоевания Константинополя Венецианской республикой. Над этим произведением работали византийские мастера, приехавшие в город св. марка. В мозаике нашла отражение философия того времени: религия и политика не подлежат обсуждению, их надо принимать, и все.

Квадрига коней на фасаде собора сан-Марко была вывезена венецианцами с ипподрома Константинополя в 1204 году, после взятия города во время IV Крестового похода. Неизвестны ни время и место ее изготовления, ни сплав металлов, из которого она отлита. Зато существует множество предположений: Греция и Рим, бронза и медь, IV век до н. э. и II век н. э. Несмотря на самые современные исследования, никому не удалось еще найти точные и научно обоснованные подтверждения.

В прошлые века кони являлись символом силы и могущества Венецианского государства. Чтобы лишить город символа, Наполеон, после взятия Венеции, велел отправить коней в Париж. После их возвращения при австрийцах квадрига вновь заняла свое прежнее место на фасаде собора Сан-Марко.

Четыре люнета верхней части фасада собора украшены мозаиками XVII столетия, выполненными А. Гаэтано по картонам Маффио Вероны на сюжеты из жития Христа. Особенно прекрасны эти мозаики на закате, когда лучи солнца освещают их, создавая изумительную игру бликов. Вы можете полюбоваться этим великолепным зрелищем с площади Сан-Марко весенним или летним вечером.

В конце XIV века началось сооружение готического увенчания из лиственных гирлянд и остроконечных башенок, украшающего верхнюю часть люнетов. Эти работы были начаты под руководством мастеров Дела Мазенье и продолжались несколько лет при участии многочисленных скульпторов, многие из которых происходили из Тосканы. По всей вероятности, именно тосканским мастерам мы обязаны красотой декоративного убранства собора, состоящего из статуй и ниш.

Внутреннее убранство собора Сан-Марко

Интерьер собора находится на возвышении по отношению к уровню площади, что соответствует архитектурным канонам строительства древних храмов и базилик, подчеркивающим их религиозный характер. Он имеет форму греческого креста, отличающегося довольно расплывчатыми очертаниями. Мощение выполнено из мраморной мозаики, колонны – из драгоценных сортов мрамора, стены облицованы разноцветными мраморными плитами, верхняя часть стен и купола покрыты мозаиками из стекла и золота. Кажется, что вы проходите по пестрому восточному ковру с разноцветными узорами.

В пространстве собора царит полумрак, подчеркивающий богатство и красоту золотых мозаик верхней части. Контуры сводов и куполов, кажется, растворяются в мерцающих отражениях украшающего их мозаичного убранства, зрительно расширяя пространство.

Собор Сан-Марко в Венеции

Много лет назад собор Сан-Марко служил частной капеллой венецианских дожей. Его корни восходят к глубинам истории города, расположенного на грани восточного и западного миров, на протяжении столетий являвшегося грозным властителем Адриатического моря. И собор был и остается его самым известным символом. К византийскому стилю относится план, своды, купола, убранство, ощущение торжественности. К романскому — сама структура храма. Здесь вновь встретились два мира, чтобы создать этот неповторимый шедевр — собор Сан-Марко.

Баптистерий Сан-Марко

Баптистерий был заложен в XIV веке в южной части трансепта, и, хотя он и кажется отдельной церковью, является все же неотъемлемой частью собора Сан-Марко. Баптистерий расположен между капеллой Дзен и помещениями, в которых размещается Сокровищница собора, на стороне Пьяцетты.

Декоративное убранство его интерьера было выполнено, с перерывами, в течение двух столетий, XV и XVI. Работы были начаты по воле дожа Андреа Дандоло, надгробный памятник которому, в виде настенной урны, расположен на стене напротив входа (XIV в.). Во время правления Дандоло баптистерий находился на том же самом месте, и были закончены мозаики, которые до сих пор покрывают своды и купола.

Первоначально стены здесь были покрыты фресками, восходящими к X веку. Мозаики баптистерия, изображающие сцены из жизни Иисуса и св. Иоанна Крестителя, выполнены венецианскими мастерами и отличаются огромной выразительной силой, что особенно очевидно в сцене Крещения Иисуса, готической по характеру – ярусы фигур, стилизация пейзажа, неподвижные лица.

Самым ярким и характерным выражением этого мозаичного цикла является «Танец Саломеи».

Подготовлено информационным отделом Euguide.Ru





Почитать еще

Поделиться


Комментариев к статье: 2

  1. Carnival написал(а):

    Сан-Марко — один из самых красивых соборов в Европе. Хотя и не самый большой. Фасад очарователен (уступает разве что Санта-Мария-дель-Фьоре). А интерьер еще лучше! Ради этих фресок можно даже отстоять бесконечную очередь в собор Сан-Марко. Так что, если будете в Венеции в первый раз, не ленитесь :)) Потратьте немного времени — эмоций море!

  2. Andrew Lavinin написал(а):

    Роскошный собор! Был в Венеции прошлой весной — собор Сан-Марко оставил неизгладимое впечатление! Вся наша группа — 40 человек — осталась в полном восторге от увиденного!

Оставить свой комментарий


Достопримечательности Милана

Интересные места столицы Ломбардии, фото, карта.


Лучшее — от гастрономии до шедевров мирового значения.


Что посмотреть во Флоренции — список must see.

Статьи об Италии





Города » Столицы » Дворцы и замки Европы » Достопримечательности » Сувениры и шоппинг » Острова и курорты » Пробуем на вкус!
Музеи и галереи » Соборы и церкви » Праздники и фестивали » Отдых в Европе

    Яндекс.Метрика      © Euguide.Ru 2015     О сайте   Связаться с нами   Реклама